Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" города Котовска Тамбовской области

 

Школьных лет веселые звонки
Приводили целый мир в движенье,
Мы спешили, на ходу легки,
Постигать азы «шагов саженей».


В 2007 году нашей школе исполнится 70 лет. А как все начиналось, кто они были – первые учителя, первые ученики, в каком здании города находилась школа, сохранились ли какие-нибудь фотографии тех лет – все это меня очень заинтересовало. И мне повезло – в Котовском архиве работает прекрасная женщина, Кожевникова Татьяна Ивановна, которая помогла мне отыскать материалы по истории создания нашей школы, а учителя-ветераны сохранили в своих альбомах фотографии, а в своей памяти много интересного о жизни нашей школы. Ведь биография учителя, его воспоминания – это и есть жизнь школы, жизнь многих поколений учеников, это страницы из истории образования нашего города. Мне удалось встретиться со многими учителями – ветеранами. Они на пенсии, но с удовольствием приходят в школу на встречу к нам – ученикам 21 века, а многие из них подарили школьному музею фотографии, документы, награды.


 

Первомайская демонстрация 1962г

Уже через несколько дней после Великой Октябрьской социалистической революции 29 октября 1917 года было опубликовано обращение ко всем гражданам России «О народном просвещении», где была сформирована боевая задача времени – в кратчайшие сроки добиться всеобщей грамотности путем организации новых школ.
После победы Октября рабочие Тамбовского порохового завода (ТПЗ) проявили невиданное до того времени стремление к грамотности. Они требовали открытия школ, присылки учителей, книг, заявляли о своей готовности материальной помощи органам народного образования. Это стремление рабочих и крестьян ближайших сел и деревень надо было поддерживать и развивать.
С этой целью во второй половине 1917 года на Тамбовском пороховом заводе была образована школьная комиссия под председательством А.М. Дутовой. Школьная комиссия постоянно ставила вопрос об открытии школы перед президиумом заводского комитета. Например, 7 сентября 1917 года на своем заседании президиум завкома ТПЗ рассмотрел вопрос о смете на содержание 2-х классного училища при ТПЗ и просил руководство завода утвердить эту смету и направить в главное артиллерийское управление члена комитета завкома «на предмет скорейшего приведения этих смет в жизнь».
При этом завком усматривал острую нужду в школах, без которой свыше 300-х детей служащих и рабочих завода останутся без первоначального образования. Было направлено ходатайство об открытии школы и в Министерство народного образования.
27 октября 1917 года на своем заседании заводской комитет решает вопрос о передаче администрации завода заказа на изготовление в столярных цехах завода инвентаря и мебели для школы и отделки квартир учителей.
Открытие школы для детей затягивалось. Деятельность школьной комиссии ограничивалась перепиской с Главным артиллерийским управлением и департаментом народного просвещения по этому вопросу.
Однако на заводе началось обучение неграмотных рабочих. 27 ноября 1917 года школьная секция союза трудовой интеллигенции приглашала на открытие школы грамоты для взрослых.
1 июня 1918 года из народного комиссариата просвещения, отдела единой школы в отдел народного образования при ТПЗ было получено письмо за №8293, где извещают исполком школьного совета ТПЗ, что на содержание 300 учащих и 8 комплектов школ порохового завода выделено 10 700 рублей с 1 января по 30 июня 1918 года.
В письме в Уком по народному образованию Тамбовского уезда исполком совдепа по народному образованию ТПЗ написано, что на ТПЗ открыта начальная 4-х годичная школа, ученье в которой началось 5 февраля 1918 года.
Для руководства народным просвещением при ТПЗ была организована культурно-просветительная комиссия, затем 21 мая 1918 года согласно Декрета народного комиссариата просвещения был создан совет по народному образованию, в который было избрано 30 человек. Совет выделил из себя исполнительный комитет в составе 9 человек, который являлся распорядительным органом по всем делам школы.
12 августа 1918 года комиссар просвещения совдепа Тамбовского уезда сообщает в исполком совета по народному образованию ТПЗ, что решением коллегии отдела от 8 августа 1918 года существующая на ТПЗ школа с 4-х годичным курсом обучения принята в ведение уездного отдела народного образования и кроме того, с наступлением учебного года предназначено открыть там же вторую 4-х годичную школу.
Коллегия по народному образованию Тамбовского уезда совдепа постановила: открыть на пороховом заводе с 1 января 1919 года дополнительно: одну школу 1-ой ступени в составе первых 3-х групп, школ 2-й ступени – полностью №3,4 и просить губоно о срочном командировании в указанные школы школьных работников в количестве 10 человек.
С конца 1918 года повсеместно в стране вводится единая трудовая школа 2-х ступеней: первая – для детей от 8 до 13 лет, вторая – для детей от 13 до 17 лет.
В информации отделу образования при Тамбовском уездном совдепе комиссар просвещения ТПЗ Ширшов сообщает, что на ТПЗ открыто 3 школы и каждая из них носит название единой трудовой школы, а именно: 1-я, 2-я, 3-я советская школа I ступени при ТПЗ, занятия в 3-х школах начались, проводятся в 2 смены и в каждой школе по 5 групп.
В ноябре 1918 года, согласно школьной анкете, в школах было 6 учителей.
В письме в Тамбовское УОНО от 22 марта 1919 года №959 заполнена анкета на все школы ТПЗ. Из них видно, что в 1-ой советской школе ТПЗ было 4 основных группы, одна параллельная, число учеников было: мальчиков – 86, девочек – 89.
Во 2-ой школе было 3 основных группы, 1-параллельная, мальчиков – 72, девочек – 69.
В 3-ей школе было 2 основные групп с количеством учеников 70 человек.
В 4-ой школе была одна основная группа учащихся, 40 человек.
Было так же отказано осенью в учебе 296 детям из-за отсутствия школьных работников.
А потом наступил трудный 1921 год. Почти все промышленные предприятия Тамбовской губернии не работали. Им не хватало самого необходимого: оборудования, сырья, рабочей силы. Окончательно пришло в упадок сельское хозяйство, в губернии действовали различные банды.
В таких условиях школьная работа замерла.
Молодая советская республика, несмотря на многочисленные трудности пыталась делать все возможное для развития народного образования.
Перестройку народного образования нужно было начинать с реформы школы. Все виды старой сословной школы были разрушены и в стране закладывались основы новой школы, доступной всем детям, бесплатной, с полным равенством учащихся. Школе вменялось в обязанность передавать учащимся основы наук и вместе с тем привить им трудовые навыки.
1921 год начался под флагом дальнейшего расширения сети школ. Но условия материального существования вскоре выяснили невозможность этого расширения и к 1 ноября 1921 года количество школ уменьшилось по области. В этом же месяце по Декрету СНК от 15.09.1921г. была начата работа по проведению в жизнь новых принципов обеспечения школ. Большинство школ первой ступени были переданы на содержание трудовому населению. Однако эта компания себя не оправдала. Школы оставались не обеспеченными: не было топлива, оборудования для школ, школьные работники не получали ничего ни от государства, ни от населения.
Школьная сеть начала сокращаться. Выходом из этого положения могло быть лишь установление твердой минимальной сети школ на основе строгого учета материальных ресурсов: государственных и местных.
Вся школьная сеть по источникам обеспечения была разделена на 3 категории:
I. школы на государственном бюджете
II. школы, переведенные на местный бюджет
III. школы на началах самообложения крестьянского населения. Но не все крестьяне могли оказать достаточную помощь школам, и они закрывались.
В отчете отдела народного образования ТПЗ за декабрь 1921 г. – январь 1922г. читаем: сокращены штаты работников, оставлено по 5 групп основных и I параллельная.
Вместо 3-х школ I-ой ступени сделана одна, проведена перерегистрация учащихся, всего 200 учащихся.
Занятия начались 17 января 1922 года.
Трудности преодолевались вместе с восстановлением народного хозяйства и его укреплением. Состоявшийся в декабре 1922 года Х съезд Советов признал необходимым прекратить дальнейшее сокращение сети школ и детских учреждений, укрепить материальную базу народного образования как за счет сети государственного бюджета, так и путем мобилизации местных ресурсов.
В 1923 году в поселке порохового завода началась реорганизация школ I-ой ступени в семилетку. 15 сентября 1923 года начала функционировать школа – семилетка, она была преобразована из школы I-ой ступени профессионально-технической. Уклон – индустриальный.
Она включала в себя семь основных классов и два параллельных, открытие которых было вызвано переполнением 2-х первых классов (в начале учебного года в этих классов было около ста учащихся).
Школа снабжалась из трех источников: ТПЗ, УОНО и комитета содействия благоустройству, организованному на родительском собрании. Комитет решил установить платное обучение по категориям от 30 копеек до 2 рублей в месяц. Были освобождены от платы 40 человек или 12%. Пропускная способность школы -30 человек или 75% всего числа детей школьного возраста ТПЗ.
Учебный год делился на триместр, 6 учебных дней в неделю, занятия проводились с 10 до 15 часов, школа работала в одну смену.
Количество и состав учащихся: 8-11 лет – 110, 11-15 лет – 166, 15 лет и выше – 60 человек.
В отчете школы – семилетки за 1923-1924 учебный год читаем: школа имеет название советская единая трудовая семилетняя школа, уклон – индустриальный. В школе имеются: исполком, групповые старосты, школьно-санитарная комиссия. Исполком из 5 учеников старше 13 лет. Всё избирается на общем собрании 1 раз в неделю. Во главе школы – школьный совет и заведующий школой. Школьный совет состоял из всех школьных работников, 5 представителей от РКП(б), РКСМ, завкома, заводоуправления, комсода, 5 учеников старше 13 лет. Школьные работники устраивали спектакли и концерты, читали лекции, принимали участие во всех революционных праздниках, и манифестациях, и митингах.
При школе, совместно со школой фабзауча имелся клуб, расположенный на первом этаже здания №327. существовало общее для двух школ правление клуба, работали кружки: литературный, антирелигиозный, драматический, хоровой, по изучению родного края, по германоведению.
Сделан выпуск из школы 9 человек (при общем количестве учащихся 13 человек). Директором школы был Смыков Петр Николаевич, учителя – Зайцев Александр Васильевич, Зайцева Ирина Алексеевна, Балашова Вера Александровна, Степанова Вера Владимировна, Вертоградова Таисия Васильевна, Андреева Елена Александровна, Поповкин Василий Григорьевич, Богоявленский Алексей Георгиевич, Акинфеева Зинаида Алексеевна.
В докладе заведующего школой Поповкина в июне 1926 года на бюро в ВКП(б) порохового завода отмечено, что в начале учебного года учеников в школе было 364, в конце учебного года - 312 . Занятия начались 1 октября 1925 года, в школе имеется учительская библиотека и детская библиотека.
В ноября 1926 года бюро губкома партии отметило успехи в ликвидации неграмотности и началась подготовка к осуществлению всеобщего начального обучения.
Число учащихся в начальной и семилетней школах возросло с 426 человек в 1919 году до 568 человек в 1930 году. Сверх того ФЗУ было охвачено 62 учащихся.
Исключительное значение имели постановления «О начальной и средней школах»(05.091931г.), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах» (28.08.1932г.).
Вводились новые программы, установлены были твердые основы организации учебного процесса в школе, укреплен весь школьный режим, обеспечена ведущая роль учителя учебно-воспитательной работы.
Весь этот переворот в деле школьного образования преследовал цель, прежде всего обеспечить в стране массовую подготовку для технических вузов и техникумов вполне грамотной молодежи, хорошо владеющей основами наук.
В 1933-1934 годах происходит реорганизация органов Наркомпроса. В центре внимания аппарата по народному образованию было поставлено оперативное руководство начальной и средней школой.
Образованная в 1937 году Тамбовская область столкнулась с тяжелыми проблемами. В 1937-1938 гг. в области, которая включала и территорию нынешней Пензенской области, насчитывалось 1842 начальных школ, в том числе 17 татарских, 52 – мордовских, 471 неполная средняя школа и 87 средних.
В докладной записке заведующий Тамбовским облоно в Наркомпрос о состоянии просвещения в 1937-1938 гг. отмечалась острая нехватка учителей, к числу основных недостатков системы народного образования была отнесена существовавшая практика работы одного учителя и тремя и даже четырьмя классами. Число учащихся в области составило 189 860 человек.
В той же докладной записке сообщалось, что не охвачено школой 4641 человек.
Главной причиной этого были болезни, материальная необеспеченность, отсутствие одежды и обуви, необходимость работы в колхозах и в своих личных хозяйствах.
С материальным обеспечением самих школ так же обстояло не лучшим образом. Во многих начальных школах не было элементарных наглядных пособий: линеек, циркулей, географических и исторических карт, в редких школах были библиотеки, не хватало тетрадей и учебников, не говоря уже о более сложном оборудовании. До середины ноября 1937 года школы и учителя не имели керосина, из-за чего не возможно было заниматься во вторую смену.
В области наблюдалась острая потребность в учительских кадрах. В начальных классах работало 5139 учителей, а нехватка составляла 2112 человека, образовательный уровень был низок: со средним педагогическим образованием в начальных классах работало 2004 учителя, с семилетним – 2457, со средним – 678.
Полоса репрессий 1937 г. жестоко прошлась по учителям. На областном совещании зав. районо и инспекторов в январе 1938 г. много говорилось о врагах народа, сидевших в школах, низкую успеваемость объясняли вредительством, «черными тенями вражеской работы». Мало в области было учителей с высшим образованием, много требовалось учителей для вечерних школ и для системы безграмотности образования.
В феврале 1938 года Оргкомитет ВЦИК Советов по Тамбовской области принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Предусматривалось ввести всеобщее начальное обучение на всей территории Тамбовской области детей 8-11 лет, в объеме программы начальной школы. Для детей – подростков в возрасте 12-15 лет, не прошедших курса начальной школы вводилось специальное обучение в специально организуемых школах подростков с одно и двух годичным сроком обучения.
В Тамбовской области, согласно статистики, число грамотных в возрасте 9-49 лет в 1939 г. по сравнению с 1920 г. увеличилось более чем в 2 раза и составило 85% населения.
К 1940 году в области было уже 153 средних школы, 435 семилетних, 1261 начальных.
Последующие годы – годы войны и восстановления народного хозяйства, к сожалению, не способствовали быстрому прогрессу в сфере начального образования.
В поселке «Красный боевик» в 1939 – 1940 учебном году было 2 школы: одна средняя с 44 классами и 1703 учащимися, одна неполная средняя, в которой было 22 класса и 1669 учащихся. Всего учителей по школам было 77 человек, школы именовались №3 и 4.
На основании постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 апреля 1940 года промышленный район города Тамбова был преобразован в самостоятельный город областного подчинения и переименован в город Котовск.
В связи с этим в августе 1940г. приказом заведующего ГОРОНО от 07.08.1940г. №62 была изменена нумерация школ в следующем порядке:
средняя школа №3 – средняя школа №1
семилетняя школа №4 –неполная средняя школа №2.

И моя школа начала свою самостоятельную жизнь.
Первым директором школы стал Забавников Алексей Васильевич, а его жена, Забавникова Нина Андреевна, работала учителем начальных классов. В нашем городе хорошо знают имя заместителя редактора Котовского телевидения Серебрякова В.В. Оказалось, что это внук нашего первого директора и в их семейном фотоархиве нашлись памятные фотографии тех далеких довоенных лет: первых учителей, первого выпуска и даже момент открытия нашей школы.

 

 

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛЫ

Началась война, и директора сменяли друг друга. Малов Михаил Денисович - 1941-1944г, Бирич К.Н -1944-1946г
Агрон Лев Иосифович. В будущем он долгое время будет возглавлять городской отдел народного образования, а перед этим в 1960году он стал директором нашей школы. Умный, целеустремленный и очень деятельный человек, он добился строительства нового здания школы.
1 сентября 1963 года состоялось торжественное открытие нового, просторного, светлого здания школы.
Большой вклад в развитие школы внесла Симонова Руфина Михайловна, которая самоотверженно служила на этом посту 22 года.
Именно в это время школа стала одной из лучших школ области, так как постоянно занимала призовые места в области, а работы учащихся в 1972 были представлены на выставке ВДНХ и награждены медалью.
Сама же Руфина Михайловна всегда занимала активную гражданскую позицию, 18 лет избиралась депутатом горсовета, возглавляя комиссию по образованию. В 1976 году она участвовала во Всесоюзном конкурсе «Советский учитель», организованном Академией педагогических наук и была отмечена второй премией.
Стенд с именами директоров нашей школы находится на почетном месте в музее школы.

Забавников Алексей Васильевич – 1937г.-1941г.
Малов Михаил Денисович - 1941-1944г
Бирич К.Н -1944-1946г
Назаров Михаил Николаевич - 1953г.
Лапин Федор Иванович – 1954-1960гг.
Агрон Лев Иосифович – 1960-1965гг.
Симонова Руфина Михайловна – 1965- 1987г
Клюева Нина Михайловна –1987г
Коновалов Василий Петрович – 1987-1989гг.
Белосохов Юрий Егорович 1989-1994г
Ускова Антонина Михайловна 1994-2001г
Рудавко Надежда Сергеевна с 2001года -2010г
Галцынов Г.М.= с 01.11.2010 года

Школа всегда гордилась и будет гордиться учителями - ветеранами Великой отечественной войны. Интересный и богатый материал собран и храниться в школьном музее почти о каждом из них.

 

 

 

Встреча с ветеранами на юбилее школы 1987г.


Учителя-ветераны школы:

 

Нестратова Клавдия Александровна родилась 13 февраля 1924г..
В 1942 году закончила Тамбовский педагогический институт. В 1946 году переехала в город Котовск по направлению. Учитель французского языка всю свою педагогическую деятельность провела в школе №2, всего 35 лет. Она принимала активное участие в работе месткома, в работе партбюро. Её отличают принципиальность, прямота, честность.

 

 

 

 

 

 

 

Руфина Михайловна Симонова пришла работать в школу №2 в 1960 году. Была учителем химии, завучем, директором. 37 лет Руфина Михайловна трудилась в школе №2. Её отличает ответственное отношение к делу, пунктуальность и ответственность во всём, чувство гордости за свою школу.
Она всегда была лидером среди директоров школ города, пользовалась огромным авторитетом среди коллег, учеников и родителей. Постоянно была в поиске новых форм, методов работы. Она принимала участие в конкурсе АПН СССР 1976 года «Советский учитель», где её доклад «О совершенствовании системы управления работой общеобразовательной школы» был удостоен второй премии АПН СССР ( Из 456 докладов).На базе школы №2 проводились городские , областные семинары руководителей школ, где Руфина Михайловна делилась опытом работы. Она известна в области как думающий, творческий педагог. Прекрасно относилась к молодым учителям, была первым наставником для начинающих педагогов. Школа под руководством Руфины Михайловны занимала призовые места в смотрах художественной самодеятельности, в Выставках технического творчества, экспонаты которой вывозили на ВДНХ в Москву. Ей до всего есть дело. Её можно было назвать «пионерским директором», т.к. она уделяла большое внимание пионерии дружины им. И.Н.Кожедуба, которая 10 лет подряд носила название правофланговой. «Учитель учителей» - так многие педагоги называют Руфину Михайловну. Более 40 выпускников стали учителями в нашем городе. За её кропотливый каждодневный труд она награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», значком « Отличник народного просвещения», значком «Отличник просвещения СССР» (1982г.), а также грамотами обкома профсоюзов, Президиума обл. совета педагогического общества, ЦК ВЛКСМ министерства просвещения. В течение 18 лет являлась депутатом, председателем постоянной коммисии по народному образованию и культуре, более 20 лет была членом горкома КПСС. Серьёзная, эрудированная, очень добросовестная, Руфина Михайловна всегда являлась и является примером преданности своей профессии не только для педагогов нашей школы , а также города и области.

 

 

Бороздина Надежда Куприяновна учитель французского языка, работала в школе более 25 лет. Талантливый, опытный учитель и классный руководитель. Кабинет французского языка, где работала Надежда Куприяновна, был всегда лучшим кабинетом в городе и школе. Творчество, поиск нового, оптимизм, жизнерадостность вот основные качества влюбленного в свой предмет учителя французского языка. Интересно и весело было летом в лагере труда и отдыха всем воспитанникам Надежды Куприяновны. Походы, экскурсии, конкурсы, соревнования – все это сплачивало и воспитывало ребят. Классный руководитель – самый лучший болельщик на футбольном поле.
 

 

Валентина Васильевна Самойлова пришла работать в нашу школу ещё молодой девушкой. Она приехала в г. Котовск из г. Инза Ульяновской области. Валентина Васильевна выпустила много учеников, некоторые из них работают в нашей школе. Есть и такие которые работают врачами, военными, кандидатами наук, директорами заводов, учеными. Долгое время Валентина Васильевна вела клуб интернациональной дружбы. С помощью клуба «Глобус» учащиеся вели переписку с детьми из Болгарии, Чехословакии, ГДР. До сих пор она переписывается и дружит с учительницей из Германии.

 

 

 

 

 

Попова Мария Яковлевна окончила 10 классов средней школы №5 г. Тамбова и потом десятимесячные курсы по подготовке учителей немецкого языка для временной работы с детьми 5-7 классов. С 1942 по 1948гг. жила вместе со своими родителями в с. Знаменка и работала учителем немецкого в Вронцовской семилетней школе Знаменского р-на. Потом по семейным обстоятельствам переехала жить в г. Котовск, где с августа 1948г. по август 1951г. работала воспитателем в детском доме. С сентября 1951г. продолжила свою педагогическую деятельность в средней школе №2 г. Котовска. В средней школе №2 проработала 25 лет.






 

Белобородова Любовь Васильевна работала учителем начальных классов с 1956 по 1998гг. Труд учителя начальных классов очень сложен: ведь основные навыки и умения дети осваивают в младше звене. В те годы набирались классы свыше сорока человек. Сорок учеников, сорок характеров, таких разных, порою сложных. Только добросовестным отношением, высокой ответственностью можно достичь высоких результатов. И при этом нужно бесконечно любить детей, понимать каждого и находить к нему подход. Именно все эти перечисленные качества и были присущи Любови Васильевне как учителю.
Любовь Васильевна самой первой из учителей начальных классов получила звание «Старший учитель». Коллеги по работе помнят и сейчас ее заслуги в работе. Интересные и содержательные уроки давала Л.В. Белобородова по математике, открытые уроки по развитию речи. И в орфографии были сильны ее ученики. Наименьшее количество ошибок по русскому языку в среднем звене делали именно выпускники Любови Васильевны. Кстати, выпуски Белобородовой Л.В. продолжал учить другой замечательный учитель нашей школы Головань Николай Петрович.
Любовь Васильевна принимала также активное участие в методической работе школы.
Любовь Васильевна вспоминает своих учеников. Сколько детских сердец прошло через судьбу этого учителя. Всех до одного она помнит по имени. И выпускники помнят свою учительницу. Многие из них посвятили себя образованию. Учителя, заведующие детскими садами были когда-то учениками Любови Васильевны.
Есть и медики, и военные среди бывших учеников Л.В. Белобородовой. Она с теплотой говорит даже о «трудных». С ними Любовь Васильевна легко находила общий язык. «У каждого ребенка есть талант. Каждого можно увлечь», - считает Любовь Васильевна.
Любовь Васильевна является настоящим примером служения своему делу. Учитель всю себя отдала работе, и ее труд не прошел бездарно, бесполезно. Отдача от ее творческой работы велика.

 

Кобзар Мария Николаевна. В школе №2 г. Котовска Мария Николаевна начала работать с 1972 года учителем географии, сделала 4 выпуска старшеклассников.
С 1985 года начала вести уроки труда, которые для многих школьниц стали подготовкой к будущей жизни после окончания школы. Девочки учились готовить, шить, вязать. Мария Николаевна рассказывала об истории школы №2, как она строилась, расширялась и благоустраивалась, о традициях, установившихся в школе в 70-80-е годы. Учащиеся 6-10 классов с большой ответственностью относились к рудовым традициям. Постоянными были трудовые десанты по уборке парка Славы. Во время торжественных праздников 1 мая, Дня победы у Вечного огня в парке Славы учащиеся стояли в почетном карауле. Это право заслуживали лучшие школьники. Постоянной традицией были встречи с лучшими рабочими заводских предприятий нашего города, экскурсии на эти предприятия, где ребята были желанными гостями. Неизгладимое впечатление оставлял смотр-конкурс строевой подготовки. Это был замечательный общешкольный праздник. Готовили его сами учащиеся, проявляя свои таланты и организаторское мастерство. Много интересных дел было у ребят.
Многие выпускники школы, у которых Мария Николаевна была классным руководителем, стали замечательными людьми нашего города и вне него. Это Щербинина Татьяна – врач-стоматолог, Овчарова Света – инженер, Драпов Юрий – офицер военно-морского флота. Работают педагогами Батурова Элла (школа №4), Австриевская Ирина (Дом творчества), Федорова Галина (г. Тамбов), Емельянова Елена (Урал).
Теперь Мария Николаевна на заслуженном отдыхе, но не забывает своей школы, где проработала более двадцати лет. Она постоянно поддерживает связь со своими учениками, а ученики не забывают свою учительницу.

Рыскина Раиса Ивановна. 1 сентября 1997 года в школе состоялся Праздник Знаний, посвященный 60-летию образования школы №2. в гостях у девятиклассников была завуч школы №2 Рыскина Раиса Ивановна. Она рассказала следующее: «В 1945 году я пошла учиться в школу №5, в ней было 8 классов. Затем в 9-10 классе училась в школе №1. после школы хотела стать врачом, но из-за болезни не смогла осуществить свою мечту. Так как я хорошо училась, отлично знала математику, была очень активной в школе, то пошла на физико-математический факультет Тамбовского пединститута. Сдала 7 вступительных экзаменов. В 1957 году вместе со своими подругами поехала по путевке Комсомола на целину. Была бригадиром. Работали очень много с 6 утра до 8 вечера. Наша бригада работала отлично и нас наградили: мне дали премию в размере 15 рублей, а членам бригады – по 10 рублей. Затем, после целины, работала на строительстве сахарного завода в Жердевке. Мы жили в палаточном студенческом городке. После окончания института я работала в деревне в школе-интернате в течение двух лет. В школе №2 я начала работать в 1962 году. Я стала классным руководителем 10 класса. Мои выпускники стали достойными людьми. Среди них судья, преподаватель техникума, проректор, врач и другие. В 1965 году я стала завучем при директорстве Симоновой Р.М. В 1956 году школа дала первый выпуск 10 класса. Жизнь в школе была очень интересной: ставили спектакли, организовывали творческие выставки, походы, концерты художественной самодеятельности. Наша школа всегда славилась успехами в учебе, труде».

Смирнова Тамара Федоровна. Проблемность, постоянное взаимодействие с классом – характерные черты урока физики, урока обычного, одного из многих. Многие десятилетия посвятила воспитанию подрастающего поколения Тамара Федоровна. Это человек большой культуры, необыкновенного трудолюбия, огромной силы воли. «Удивительный человек Тамара Федоровна, - говорят выпускники. Забывая о себе, она всегда думала и думает о других. Кому добрый совет даст, кому теплое письмо пошлет».
Интересно и увлекательно проходила в школе пионерская работа. Классы Тамары Федоровны не раз занимали первые места в городских конкурсах «Пионерстроя».
Незабываемое пионерское детство. Походы, тимуровские работы, пионерские костры, песни – это память о школе и классном руководителе.


Прасолова Нелли Васильевна. Прасолова Н.В. глубоко знающий свой предмет, творчески работающий учитель. Ее уроки имеют четкие образовательные и воспитательные цели, направленные на развитие познавательной самостоятельности школьников, их отличает связь с жизнью. Нелли Васильевна постоянно ведет поиск наиболее рациональных путей и методов обучения географии. Мастерски сочетает беседу с элементами объяснения и применения экранных проб. Ее учащиеся, самостоятельно изучая новый материал, умело отбирают главное, чередую чтение статей с анализом карты и таблиц приложения, ведут наблюдения за природными и хозяйственными явлениями.


Козаченко Валентина Григорьевна. Работает в школе с 1963 года. Окончила Петрозаводское педагогическое училище, сразу же поступила в Петрозаводский университет, а после окончания 4-х курсов, по семейным обстоятельствам перевелась в Тамбовский пединститут.
Начала работать учителем начальных классов, около 30-и лет – учитель истории и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. За свой труд награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком Победитель соцсоревнования, Отличник народного просвещения, медалью Ветеран труда. Валентина Григорьевна говорит так: «Все эти награды я делю с прекрасными педагогами начальной школы. Это дружный, творческий, трудолюбивый коллектив. Я счастлива, что всю жизнь проработала с коллективом школы №2. искренняя благодарность Симоновой Р.М. – человеку совести и чести, всему педагогическому и техническому коллективу прекрасной школы».


Рыскин Евгений Федорович. Из воспоминаний выпускницы 1973 года Химиной Ольги Сергеевны: «Когда я училась в школе. А было это более 25 лет назад, одним из наших любимых предметов была физкультура. Может так случилось потому, что у нас был очень хороший, добрый и веселый учитель, и на его уроках даже самым озорным и непоседливым ребятам было интересно. Не помню, чтобы мои одноклассники отлынивали от физкультуры. Наш учитель как-то сразу внушил нам, что физические упражнения необходимы растущему организму, что они помогут нам вырасти сильными, ловкими, выносливыми, помогут укрепить здоровье. Мы редко болели и занятия физкультурой доставляли нам удовольствие, поднимали настроение. Я и сейчас прекрасно помню эти уроки. На разминке наш учитель всегда придумывал новые интересные упражнения, не забывал пошутить с нами. Потом мы сдавали какие-нибудь нормативы, но часть урока всегда оставалась нам для игры. Это было очень весело и азартно. Часто у нас проводились школьные и городские соревнования. И всегда наш учитель был рядом с нами, наставлял, подбадривал, заботился. А звали его Рыскин Евгений Федорович».

Комбарова Лидия Васильевна – опытный и хорошо знающий свой предмет учитель. В арсенале учительницы – многообразные методы и приемы работы с детьми. Во время урока она умело управляет вниманием, деятельностью учеников, продуманно чередую разные виды работы, на ее уроках отсутствует скука и безразличие.
Лидия Васильевна умеет создать на уроке обстановку коллективного поиска, дает возможность каждому ученику испытать радостное чувство своей причастности к охране природы.
Должное место в развивающем обучении занимает эксперимент, лабораторная и практическая работы: учащиеся наблюдают, делают выводы и теоретические обоснования. Лидия Васильевна создала уникальную картотеку тематических «поурочных планов». По каждой теме она завела папку-конверт, в которой находится поурочная карточка, конспект урока, карточка индивидуальной работы – все это помогает интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, повышать эффективность урока, создает условия для творческого поиска.
 

Материал подготовила Савушкина Елена, выпускница 2007года